Революция розницы
В начале ноября лидер украинского рынка продуктового ритейла корпорация Fozzy Group снизила прогноз расширения сети - в этом году она откроет лишь 20 из запланированных 25 супермаркетов "Сільпо". Скорректировала планы и другая компания продуктового сегмента - днепропетровская "АТБ-маркет". До конца года начнут работать 15 магазинов, что увеличит сеть до 287 дискаунтеров, хотя их количество намечалось довести в нынешнем году до 300. Крупнейший оператор розничного бизнеса в Западной Украине "ПАККО Холдинг" также заявил о пересмотре инвестиционных планов. Вместо запланированных в этом году 40 супермаркетов своей торговой марки "Вопак" компания откроет лишь 22. И даже те супермаркеты и магазины, которые всё же вольются в сеть, открываются скорее по инерции, ведь в них были вложены немалые деньги, а, отказавшись от их запуска, собственник сети понесет большие потери в краткосрочной перспективе.
"В условиях кризиса мы более тщательно подходим к открытию новых объектов, поскольку получение кредитов для развития сети довольно затруднительно", — пояснил директор по развитию "ПАККО Холдинг" Олег Крыжановский. Но взвешенный подход некоторым игрокам не помог, и они вынуждены продавать свои активы. Так, на прошлой неделе львовский ритейлер "Интермаркет" продал контрольный пакет сети "Барвинок" польской компании Abris Capital Partners, выставлена на продажу донецкая компания "Амстор". "ПАККО Холдинг" и "Наш Край" ищут стратегического инвестора. Еще сложнее ритейлерам непищевого сегмента (non-food). О проблемах со сбытом заявляют продавцы бытовой техники и электроники, испытывают дефицит финансовых ресурсов строительные супермаркеты. В частности, строительный супермаркет "Новая Линия" продает до 25% своих акций компании Dragon Capital.
Кредиты уже не дают
По словам управляющего партнера консалтинговой компании BSCG Вячеслава Блинова, ритейлеры еще в начале года знали о надвигающейся опасности, но бурный рост рынка в последнее время (на 25–30% ежегодно) не мог удержать игроков от планов дальнейшего экстенсивного расширения. В прошлом году оборот розницы превысил 318 млрд гривен, что почти на 30% больше, чем в 2006-м. В России и странах ЕС рост ограничивался пятнадцатьюи пятьюдесятью процентами соответственно.
Еще год назад банки охотно кредитовали розничную торговлю. Ритейлеры наращивали обороты в основном за счет увеличения количества магазинов в сетях и расширения присутствия в регионах. Между тем рынок насыщен лишь на 30%. При таких исходных позициях торговые операторы конкурировали не столько за потребителя, сколько за аренду торговых площадей либо за приобретение земельных участков под застройку. Значительная часть инвестиционных проектов осуществлялась за счет привлечения заемных средств. Теперь в условиях финансового кризиса многие компании вынуждены искать возможность реструктуризировать задолженность, поскольку собственных средств для погашения кредитов недостаточно.
Наиболее острой эта проблема станет для компаний, имеющих значительный удельный вес краткосрочного долга в структуре заемных средств. По данным рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг", сейчас у предприятий сферы торговли, находящихся на мониторинге компании, соотношение чистого долга к EBITDA колеблется от двух до двенадцати (то есть во столько раз долги превышают прибыль). При этом удельный вес краткосрочного долга в общем кредитном портфеле в некоторых случаях составляет более 50%.
Финансовый кризис спутал ритейлерам все карты. Получение кредитов усложнилось, они значительно подорожали; выпуск облигаций также потерял свою привлекательность из-за низкого уровня доверия на финансовом рынке и необходимости резко повышать ставки по ним. "Если полгода назад средние ставки по рынку составляли всего четырнадцать-пятнадцать процентов годовых, то сейчас — двадцатьтридцать", — отмечает аналитик по рынку облигаций инвестиционной компании "Тройка Диалог Украина" Мария Майборода. В начале октября компания "Сільпо рітейл" отказалась от заявленного размещения облигаций в 200 млн гривен. Некоторым компаниям, которые успели выпустить облигации, пришлось их досрочно скупать. Например, в июле "Домотехника" была вынуждена досрочно выкупить облигации на 30 млн гривен под 18% годовых, а Unitrade Group — 68% корпоративных облигаций на 50 млн гривен под 13,5%.
"Сильнее всего от финансовогокризиса пострадали ритейлеры с украинским капиталом, которые проводили агрессивную политику экспансии на заемные средства", — говорит эксперт компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский. Кризис заставит операторов розницы заменить экстенсивную стратегию развития интенсивной. "Запускаться будут такие супермаркеты, которые с первого дня работы гарантированно начнут себя окупать", — считает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО "ЭКО" Виктор Повница. О том же говорят в ООО "РУШ" (сети магазинов косметики и парфюмерии): "Мы пытаемся быть мобильными. Если магазин убыточен, мы его закрываем и через некоторое время открываем новый, но в более привлекательном месте", — объясняет директор по маркетингу Дмитрий Шевченко.
Есть меньше не станут
Между тем некоторые ритейлеры находят возможность реализовать годичные планы в полном объеме. Например, финансовый директор компании "Квиза Трейд" Олег Пьявка обещает, что до конца года принадлежащая компании сеть супермаркетов "Велика Кишеня" пополнится, как и предполагалось, двадцатью новыми объектами. Хотя он допускает пересмотр планов развития в следующем году. Не желает поддаваться кризису и "Фуршет". Председатель наблюдательного совета ЗАО "Фуршет" Игорь Баленко заверил, что до конца года количество торговых точек его сети составит 115–118. Компания не пересматривала заявленный на этот год объем инвестиций в развитие сети — 100 млн долларов. А "METRO Cash & Carry Украина" подтверждает неизменность планов по развитию на 2009 год.
В целом ритейлеры из пищевого сегмента чувствуют себя лучше операторов других направлений, так как, в отличие от техники или стройматериалов, спрос на продукты питания будет всегда. Однако аналитики прогнозируют в ближайшем будущем удешевление продовольственной корзины среднестатистического украинца. Согласно проведенному компанией GfK Ukraine и Международным центром перспективных исследований (МЦПИ) исследованию, индекс потребительских настроений (ИПН) в октябре 2008-го по сравнению с августом снизился на 26,6 пункта, до отметки 69,3 (значение индекса может быть от 0 до 200, где 0 — максимальное количество пессимистов, 200 — максимальноеколичество оптимистов). Координатор проекта МЦПИ Максим Борода отметил, что такого низкого падения ИПН не было с лета 2000 года. Но, по мнению Глеба Вышлинского, падение спроса со стороны потребителей не будет одномоментным. "В последние годы доходы населения быстро росли. Вероятнее всего, упадут продажи дорогостоящей продукции, но розничные продуктовые сети могут быть уверены в стабильности физических объемов продаж", — считает Вышлинский.
Кризис идет издалека
По данным ING Bank Ukraine, розничные продажи в Украине по итогам десяти месяцев этого года выросли на 23,1%. Причем в октябре рост составил 3,7% за месяц, в то время как в сентябре наблюдалось снижение — 1,4% (в сентябре традиционно продажи падают, однако в октябре, как правило, поднимаются). Для сравнения, в Германии и Испании в сентябре продажи упали относительно августа на 2,3%, а в США даже в октябре — на 2,8% к сентябрю, что является рекордным падением для страны с 1992 года. Судя по всему, ниспадающий тренд пока не дошел до Украины, а резкий спад начнется в январе-феврале 2009-го. "Под Новый год продажи традиционно вырастут, но потом следует ожидать спада", — прогнозирует директор студии исследования розницы RetailStudio Михаил Грищенко.
Однако операторы рынка non-food говорят о потерях уже сейчас. Коммерческий директор компании "Фокстрот. Техника для дома" Сергей Карась предполагает двадцатипроцентное снижение объема рынка бытовой техники до конца года. "Нынешнее состояние рынка мы оцениваем как сложное, но не критическое", — подчеркнул Карась. Главная причина спада спроса на бытовую технику и электронику — ограничения в потребительском кредитовании. Сеть "Фокстрот. Техника для дома" сознательно ограничивала уровень продаж в кредит (в среднем до 35%). Продажи компании DiaWest в кредит на начало года составляли 50%, но в сентябре они упали до 30%, в результате чего ее товарооборот снизился на 20%.
А вот резкие колебания валютного курса, с одной стороны, усложнили приобретение техники, а с другой — спровоцировали кратковременный потребительский бум. По словам директора ООО "Ситиком" Радислава Филатова, в сентябреоктябре наблюдался рост продаж дорогостоящей техники. "Покупатель ринулся в магазины тратить сбережения, произошел всплеск продаж, длившийся около двух недель", — отметил Филатов.
Война дисконтов
Прогнозы по снижению покупательской способности уже сейчас вынуждают ритейлеров ориентироваться на более дешевый товар. За последнее время о снижении цен сообщили сети "МЕТРО", "Сільпо", "Фуршет" и другие компании. В первую очередь они заявляют об удешевлении собственных торговых марок. Также ритейлеры начали активно использовать скидки, акции и другие подобные инструменты. Удивительно, но обычной для розничного бизнеса войны дисконтов в Украине до сих пор не наблюдалось —места на рынке хватало всем, а в маркетинге использовались в основном неценовые инструменты привлечения клиента (подарки, инвестиции в бренды и др.). "Чтобы удержать обороты и минимизировать риски, компании должны моментально реагировать на потребности покупателей, предлагать им интересные скидки и акции. Совсем необязательно, что люди станут тратить меньше. Так, сумма среднего чека может остаться прежней, но количество товаров, купленных на определенную сумму, возрастет", — объясняет директор по маркетингу сети магазинов ProStor Виктория Гнаток.
В период спада значительно снижается ценность бренда, на первое место выходит параметр цены. Так, преимущества получат товары ритейлеров, которые продаются под собственными торговыми марками, ведь реализуя такие товары, сеть экономит на рекламе и марже дистрибутора. В борьбе за лояльность потребителя ритейлерам придется жертвовать и своей наценкой. В компании "КредитРейтинг" отмечают, что в продуктовом ритейле снизится доля высокомаржинальной дорогой продукции. Для украинского рынка это не трагедия, поскольку до сих пор операторы устанавливали маржу в 40–50%, тогда как в европейских странах ритейл работает с наценкой около трех процентов. Мировой ритейл зарабатывает не на марже, а на обороте денег. Например, французская компания Carrefour, получая у поставщиков товар с большой отсрочкой оплаты, быстро оборачивает его в сети. Она получает свободные деньги, которые предлагает своим же потребителям в виде кредитов на товар под низкие проценты. Таким образом, компания за счет денег своих поставщиков спонсирует своих же покупателей, привязывая их к своему магазину и зарабатывая на финансовом сервисе.
Ожидаемый спад в розничном сегменте, вероятно, заставит сети пересмотреть практику работы с поставщиками. До сих пор их взаимоотношения вряд ли можно было назвать равноправными. Дефицит полок привел к появлению так называемой платы за вход, которая постоянно росла. "Ритейлеры обложили производителей колоссальной данью: скидки, ретробонус (наценка за различные дополнительные услуги ритейлера), маркетинговый бюджет (маркетинговые исследования по товару), плата за мерчандайзинг. Реально все эти сервисы никто и не думал предоставлять", — говорит Вячеслав Блинов. Пока улучшений не видно. Наоборот, сети активно накапливают долги перед поставщиками, нарушая сроки оплаты поставленной продукции. По данным компании RetailStudio, за три квартала нынешнего года долги украинских супермаркетов перед поставщиками продуктов выросли в полтора-два с половиной раза. В частности, кредиторская задолженность компании "Квиза-Трейд" перед поставщиками по состоянию на 1 октября 2008 года составляла 440 млн гривен, что на 42% больше, чем год назад. Некоторые операторы заявляют о невозможности рассчитаться с поставщиками сейчас, откладывая это на будущий год. Производители и дистрибуторы пока мирятся с такой ситуацией, поскольку ожидают роста продаж в предновогодний период. Но в феврале ритейлеры могут столкнуться с дефицитом товара. Вместе с тем некоторые производители уже сегодня отказываются от работы с определенными сетями из-за долгов. Так, с полок супермаркетов "Велика Кишеня" исчезло масло "Олейна". По словам представителей компании "Бунге" (ТМ "Олейна"), причина — накопленная сетью задолженность перед компанией в размере 850 тыс. гривен.
Супермаркеты на полке
Следующий год для украинской розницы станет переломным. Большинство экспертов и участников рынка прогнозируют пик падения спроса в начале лета. Неблагоприятная ситуация для развития ритейла в Украине может продлиться до двух лет. В этот период стоит ожидать консолидации и структуризации рынка. Несколько компаний уже заявили о продаже сетей или о намерении продать часть акций. Среди них "Наш Край", "ПАККО Холдинг", "Агроконтракт", "Амстор", "Большая ложка", Unitrade Group. Председатель правления компании "DiaWest — Компьютерный мир" Анатолий Балюк отметил: "Если бы нашелся стратегический инвестор, мы с удовольствием обсудили бы продажу до пятидесяти процентов акций компании". Небольшие компании, вероятно, будут вынуждены полностью продать бизнес.
Активная продажа мелких сетей может начаться уже через полгода. Сейчас потенциальные покупатели ожидают снижения цен на розничные активы. Исполнительный директор консалтинговой компании Re&Solution Александр Ланецкий говорит: "Справедливый мультипликатор — полпроцента от годового оборота. Но в нынешней ситуации, думаю, сети будут продаваться по 0,3% к обороту без учета недвижимости. Ранее сделки осуществлялись и по 0,6%, а отдельные сети оценивались и в 1–1,1% — всё это были премиальные за вход на перспективный рынок. Сейчас эта перспектива сочетается с немалыми рисками инвестирования".
Покупателями сетей в Украине могут быть компании, имеющие доступ к длинным деньгам из-за рубежа. В последнее время иностранные ритейлеры интересовались украинскими сетями (в частности, Carrefour, Real, IKEA и др.), но ожидали "установления справедливых цен". Ждут падения цен на сети и фонды прямых инвестиций, в частности, Advent International Corporation и TPG Capital.
Отечественные ритейлеры, которые смогут самостоятельно пережить кризис, выйдут из него более сильными. "В последние годы развитие розничной торговли было полностью экспансивным. У ритейлеров просто не было времени и возможности оптимизировать бизнес. Это выливалось в низкую удовлетворенность покупателей и неэффективную работу существующих объектов", — считает Глеб Вышлинский.
Источник: журнал "Эксперт Украина"